AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
Казенное общеобразовательное учреждение Республики Калмыкия

Сарпинская коррекционная школа-интернат

 
 

Образование

 

Язык преподавания

Русский

Сведения о реализации образовательных программ общего образования

Уровень образования Нормативный срок обучения Количество обучающихся Наименование программ

Сведения о реализации образовательных программ дополнительного образования

Направленность

Вид деятельности Название группы Категория программы Возрастная группа обучающихся (лет) ФИО педагога Бесплатное ли обучение Срок обучения Форма занятия

Реквизиты лицензии на право ведения образовательной деятельности

серия рег. номер дата окончания срока действия

Реквизиты свидетельства о государственной аккредитации

серия рег. номер дата окончания срока действия форма обучения

Календарный учебный график


1 класс

2-8 классы

9 класс

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

33

35

34

Продолжительность учебной недели

6 дней

6 дней

6 дней

Окончание учебного года

25 мая 2015 г.

30 мая 2015 г.

25 мая 2015 г.

Учебный период:


I четверть (с 01.09.14г. по 02.11.14г.)

9 недель

9

9 недель

Каникулы с 03.11.14 г. по 09.11.14г.

7 дней



II четверть (с 10.11.14г. по 28.12.14г.)

7 недель

7 недель

7 недель



Каникулы с 29.12.14г. по 11.01.15г.

14 дней

III четверть (с 12.01.15г. по 22.03.15

9 недель

10 недель

10 недель

Дополнительные каникулы для 1-го класса с 09.02.15г. по 15.02.15г.

7 дней

--

--

Каникулы (с 23.03.15г. по 31.03.15 г.)

9 дней

IV четверть (с 01.04.15 г. по 30.05.15 г.)

38 дней (8 недель)

46 дней (9 недель)

38 дней (8 недель)

Период итоговой аттестации выпускников

(экзамен по трудовому обучению)

--

--

с 01.06.15 по 05.06.15

ИТОГО: количество учебных недель

33 недели

35 недель

34 недели

ИТОГО: количество каникулярных дней в учебном году

37 дней

30 дней

30 дней

Начало учебного года: 01 сентября 2014 года

Окончание учебного года:

1, 9 классы – 25 мая 2015 г.;

2-8 классы – 30 мая 2015 г.;

Количество учебных недель в году: 1 классы – 33 недели; 9 класс – 34 недели

2-8 классы – 35 недель;

Количество учебных дней в неделю: с 1-9 класс – 6 дней в неделю;

Каникулы: осенние – с 03 ноября 2014 г. по 09 ноября 2014 г.

зимние – с 29 декабря 2014 г. по 11 января 2015 г.

весенние – с 23 марта 2015 г. по 31 марта 2015 г.

Дополнит. каникулы для 1 класса: с 09 февраля 2015 г. по 15 февраля 2015 г.

летние: для 1класса – с 26 мая по 31 августа 2015 г. для 2 – 8 классов – с 31 мая по 31 августа 2015 г.


Учебный план

Учебный план учреждения составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII вида и позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья. 6 – дневная учебная неделя


младшие

старшие

всего

Классы

Предметы

1

2

3

4

5

6

7

8

9


НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ











Калмыцкий язык (*дополнит)

2

2

2

2

2*

2*

2*

2*

2*

18

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ











Чтение и развитие речи

5

5

5

4

4

4

3

3

3

36

Письмо и развитие речи

5

5

5

5

5

4

4

4

4

41

Математика

5

5

6

6

6

6

5

5

4

48

ПРИРОДА











Природоведение





2





2

Биология






2

2

2

2

8

География






2

2

2

2

8

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ











История







2

2

2

6

Обществоведение








1

1

2

ИСКУССТВО











Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1



7

Музыка и пение

1

1

1

1

1

1

1

1


8

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА











Физкультура

2

2

2

2

3

3

3

3

3

23

ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА











Трудовое обучение

2

2

2







6

Профессионально – трудовое обучение, из них:




4

6

8

10

11

13

52

Швейное дело (девочки)







3

3

2


Столярное дело (мальчики)




2

2

2

3

3

2


Кулинария (*по выбору)








2*

4*


Парикмахерское дело (*по выбору)







1

2*

4*


Технология СХТ





4

6

6

6

6


ОПТ









1


КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА











Развитие устной речи

1

1

2

2






6

СБО





1

2

2

2

2

9

Ритмика

1

1

1

1






4

ИТОГО обязательная нагрузка учащегося

25

25

27

28

31

35

37

38

38

284

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ











Логопедия

4

4

4

3

3

2

2

-

-

22

ЛФК

1

1

1






3

Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план казенного общеобразовательного учреждения «Сарпинская коррекционная школа-интернат» составлен на основе:

· Закона РФ «Об образовании»;

· Санитарных правил устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, утверждённых министерством Здравоохранения от 06.03.1986г. № 40-76-86;

· Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

· Базисного плана общего образования учащихся с легкой степенью умственной отсталости (авторский коллектив Воронковой В.В.);

· Устава КОУ РК «Сарпинская коррекционная школа-интернат».

Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных и специфических коррекционных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при режиме шестидневной рабочей недели. Все классы (с 1 по 9) работают в данном режиме, следовательно, 6-ой учебный день максимально выполняет задачи оздоровления, закрепления творческих и трудовых умений, организацию учебных экскурсий и т.д.

Установленный режим работы коррекционных классов обеспечивает выполнение базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи создания комплекса условий, содействующих развитию, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.

Настоящий учебный план составлен с учетом комплектования классов на 2014 – 2015 учебный год: всего 9 классов, из них четыре класса начальной ступени: 1, 2, 3, 4 классы; пять классов второй ступени: 5, 6, 7, 8, 9. Один класс-комплект =1-2.

Учебная нагрузка каждого учащегося состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов школьного компонента. В сумме она не превышает максимального объема обязательной учебной нагрузки для школьника (1-25 часов, 2 -25 часов, 3 - 27 часов, 4 - 28 ч., 5 - 31 ч., 6 - 35 ч., 7 -37ч., 8-38 ч., 9 – 38ч.)

Учебный план для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью предусматривает девятилетний срок учения, как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально - трудовой подготовки, жизненно необходимого для социальной адаптации и реабилитации.

В федеральную (инвариантную) часть включены образовательные области: «Язык», «Математика», «Искусство», «Физическая культура», «Технология» и соответствующие им учебные предметы: «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», «Физическая культура» и другие.

Содержание учебных предметов приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся.

В 1-х – 9-х классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история Отечества, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение.

Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начального этапа обучения до завершения второй ступени (математика 1-9 кл.; русский язык 1-9 кл.)

Аналогичный принцип действует между предметами из области: технология, искусство, естествознание, что позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной динамики.

Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию.

В 1 – 4-ых классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

Образовательная область «Язык» на начальной ступени представлена двумя предметами: «Чтение и развитие речи» и «Письмо и развитие речи». Данные учебные дисциплины являются ведущими, так как от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения по перечисленным предметам обуславливает их специфику. Основными задачами обучения чтению и письму в младших классах являются:

· научить детей правильно и осмысленно читать текст, доступный их пониманию;

· выработать элементарные навыки грамотного письма;

· повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

· научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

· формировать нравственные качества.

Образовательная область «Математика». Предмет «Математика» является одной из важных общеобразовательных дисциплин, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Преподавание математики в коррекционной школе обусловлено решением специфической задачи – коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Образовательная область «Искусство» реализуется предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка и пение». Основная задача общеобразовательного предмета «Изобразительное искусство» - формирование эмоционально – положительного отношения к изобразительной деятельности и ее результатам с максимальным использованием богатых возможностей рисования для развития умственно отсталых детей. Среди других наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с умственной недостаточностью, следует выделить:

развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых с натуры предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов – умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);

развитие зрительно-двигательной памяти; пространственного расположения предметов;

совершенствование мелкой и крупной моторики;

развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения.

Образовательный предмет «Музыка и пение» призван формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; корригировать отклонения в интеллектуальном развитии учащихся коррекционной школы, способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; корригировать нарушения звук произносительной стороны речи; содействовать приобретению навыков свободного общения с окружающими: помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью.

Образовательная область «Физическая культура» направлена на коррекцию психофизического развития школьников и выполняет общеразвивающую функцию. Разнородность состава учащихся 1-4 классов по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач:

коррекция и компенсация нарушений физического развития;

развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физической культуре;

укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Предмет «Развитие речи» относится к коррекционным занятиям в младших классах. Целью указанного предмета является решение задач восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общих

интеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале. Последовательное осуществление преемственности в обучении (1-4кл.) позволяет не только опираться на изученный материал, но и строить обучение с ориентировкой на перспективу («зона ближайшего развития»), то есть последующее развитие речевых умений и навыков, и формирование личностных качеств школьников с интеллектуальным недоразвитием.

К коррекционным занятиям в младших классах относятся специальные занятия по ритмике. Преподавание ритмики в коррекционном образовательном учреждении обусловлено необходимостью коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Вторая ступень образования – основная школа (5-9 классы).

Названная ступень является закономерным продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся коррекционного учреждения.

В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам. Особое внимание на второй ступени уделяется такому виду деятельности как трудовое обучение. Оно имеет профессиональную направленность и является важной составляющей частью всего учебно-воспитательного процесса.

В федеральную (инвариантную) часть включены образовательные области: «Язык», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Технология» и соответствующие им учебные предметы: «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «История», «География», «Биология» и другие.

Вышеперечисленные предметы наиболее важны для развития и коррекции познавательной деятельности, обучающихся с умственной отсталостью от младшего школьного возраста до юношеского. В этой части особое внимание уделяется развитию связной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого цикла.

Образовательная область «Язык» представлена в 5-9 кл. предметами «Письмо и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Перечисленные образовательные предметы решают те же задачи, что и в младших классах, но на более сложном речевом материале.

Содержание обучения письму, чтению и развитию речи, в учреждении строится на принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где формируется орфография, обеспечивает самостоятельное связное высказывание в устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.

Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой и в ее структуре в 5-9 классах 1 час отводится на изучение элементов геометрии. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: истории Отечества, географии, физической культуры, изобразительного искусства и др.

Образовательная область «Обществознание» включает в себя: «Историю Отечества» (7, 8, 9 кл.) и «Обществознание» (9 кл.). Предмет «История Отечества» формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.

Образовательная область «Естествознание» реализуется тремя предметами: «Природоведение» (5 класс), «География» и «Биология» (6-9 кл.). «География» - элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно – этическому воспитанию.

Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы. Знания по предметам данного цикла формируют у обучающихся коррекционной школы практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.

Образовательная область «Искусство» реализуется аналогично с первой ступенью обучения - предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка и пение». Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:

1. Развитие у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.

2. Приобщение учащихся специальной школы к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно.

3. Использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе.

4. Дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).

Образовательный предмет «Музыка и пение» в 5-7 классах коррекционной школы продолжает формировать музыкальную культуру учащихся. Образовательная область «Физическая культура» так же, как и в начальной школе направлена на коррекцию психофизического развития школьников и выполняет общеразвивающую функцию.

Образовательная область «Технология» в части федерального компонента учебного плана предполагает занятия по следующим профилям: швейное дело, столярное дело, кулинарное и парикмахерское дело. Выбор данных профилей в коррекционной школе прежде всего обусловлен учетом индивидуальных особенностей учащихся, запросом (востребованностью) профилей на рынке труда, а также в зависимости от возможностей данного образовательного учреждения. Предпочтение, отданное вышеперечисленным профилям, позволяет решать задачи трудового обучения и социального воспитания с потенциалом применения интеллектуальных умений учащихся, полученных в ходе изучения других учебных предметов.

Обязательные индивидуальные и групповые занятия отведены также на развитие психомоторики и сенсорных процессов. Занятия по логопедии и ЛФК осуществляют соответственно логопед и инструктор ЛФК.

К коррекционным занятиям в старших классах (5-9) относится социально – бытовая ориентировка (СБО). Курс СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также

практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Для занятий по трудовому обучению (кулинарное и парикмахерское дело) ученики 8-9 класса делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических возможностей детей. Состав учебных трудовых групп обычно неоднороден по целому ряду признаков. Различны возможности учеников и в овладении трудовыми качествами. Отдельные учащиеся, в силу характера их дефекта, могут совершенно не усвоить некоторые профессиональные знания и навыки или усвоить их на очень низком уровне. Поэтому требования к трудовым умениям учащегося коррекционной школы должны согласовываться с особенностями его дефекта. Но при этом, выявив, в чем состоят трудности ребенка, следует искать пути их полного или возможно максимального устранения. Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, но и не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно – поведенческих и других свойств психики.

В учебном плане учтены интересы и права обучающихся и возможности педагогического коллектива.

Образовательная программа

Образовательная область «Обществознание» включает в себя: «Историю Отечества» (7, 8, 9 кл.) и «Обществознание» (9 кл.). Предмет «История Отечества» формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.

Image (2).jpg

История Отечества
Образовательная область «Математика». Предмет «Математика» является одной из важных общеобразовательных дисциплин, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Преподавание математики в коррекционной школе обусловлено решением специфической задачи – коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.Image (4).jpg
Математика 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОУ РК «Сарпинская коррекционная школа-интерната на 2014 – 2015 учебный год

Приоритетные направления образовательной деятельности

казённое общеобразовательное учреждение Республики Калмыкия «Сарпинская коррекционная школа-интернат» реализует коррекционную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально - психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Учреждение обеспечивает:

1) условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;

3) адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в обществе;

4) обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, местных условий;

5) формирование здорового образа жизни.

Учреждение создает условия для максимального развития обучающихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на сензетивность того или иного возраста, на зону ближайшего развития и т.д.

Сведения о кадрах

Педагогический процесс осуществляют 27 педагогов.

Из них:

- женщины - 24 человека,

- мужчины – 3 человека.

Образование педагогов:

высшее – 21 человек,

среднее специальное –6 человек.

Специалисты:

- учителей-логопедов – 1 человек

- педагогов-психологов – 1 человек

Уровень квалификации:

высшая категория – 3 человека,

первая категория - 2 человек,

вторая категория – 3 человек,

соответствие занимаемой должности – 11 человек.

Цели и задачи образовательной политики Учреждения

Целевые ориентации, заложенные в образовательной программе следующие:

Личность ребенка

· Моделирование поливариантов воспитательно-образовательной среды с учетом психофизических особенностей воспитанников

· Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.

· Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри коллективные отношения.

· Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.

· Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.

Педагогический коллектив Учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении с взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий, дети обладают возможностью к развитию. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными условиями развития обучающихся считаем:

1. учет возрастных особенностей;

2. развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;

3. создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.

Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Данная образовательная программа содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.

Деятельность психологической службы в Учреждении ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики;

Таким образом, психологическая служба обеспечивает:

· развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции обучающихся;

· обеспечение взаимодействия Учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.

работа логопедического кабинета направлена на:

· осуществление логопедической диагностики обучающихся 1 – 7 классов;

· выявление нарушений речи и их коррекция;

· консультирование учителей и родителей (законных представителей);

· диагностика обучающихся, начинающих обучение в первом классе.

Психологическая служба Учреждения совместно с классными руководителями ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

1. охрана и поддержание здоровья детей;

2. формирование основ здорового образа жизни обучающихся;

3. обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;

4. подготовка обучающихся к профессиональной деятельности;

5. повышение специальной компетентности обучающихся;

6. усиление функциональной грамотности выпускников.

Организация учебно-воспитательного процесса. Оценка результатов образовательной деятельности.

Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года определяется годовым календарным графиком.

Срок проведения государственного экзамена по трудовому обучению в 9 классе устанавливается директором школы.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней. Дополнительные каникулы для обучающихся 1 класса проводятся в феврале месяце – 7 дней. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом всех требований СанПиН.

Режим работы школы:

Продолжительность учебной недели 6 дней.

Продолжительность уроков:

1 – 9 класс – 40 минут.

Во всех классах в течение урока (после 15 – 20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1 – 2 минуты.

Продолжительность перемен:

10 минут, 20 минут, 20 минут, 20 минут, 20 минут.

Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

- 1 класс (первое полугодие) – нет;

- 1класс (второе полугодие) – до 0,5 часа;

- 2 класс – до 1 часа;

- 3 – 4 класс – до 1,5 часа;

- 5 – 9 класс – до 2 часов;

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Одним из основных средств коррекции отклонений развития обучающихся, развития, прежде всего, сохранного интеллекта, является подготовка обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по общеобразовательным предметам.

Задача Учреждения при обучении обучающихся коррекционных 1-9 классов по традиционным для всех общеобразовательных школ предметам заключается в обеспечении их тем уровнем знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации в современном обществе.

Математика, письмо и развитие речи, природоведение, история Отечества, география, биология, обществознание – основные предметы образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных теоретических знаний при усиленной роли практической направленности. В тематическом планировании по этим предметам указывается наличие оборудования по данной теме, предусматривается работа со словарем, различные формы практической деятельности обучающегося и предусматривается объем теоретических знаний и практических умений во всем уровням обучения.

Предназначение учебных предметов данного блока – способствовать развитию всех высших психических функций, расширению кругозора, формированию социального опыта.

Психофизические особенности обучающихся в Учреждении учитываются при уровневой дифференциации учебного материала. Принцип дифференциации обучения, необходимый в работе с обучающимися коррекционных классов, осуществляется на практике благодаря данному подходу к организации образовательной деятельности. На основе диагностики усвоения программного материала по предмету учителю дается возможность дифференцированно подходить к оценке фактических знаний, умений и навыков. Данный принцип соблюдается и при осуществлении контроля за соответствием уровня знаний требованиям нормативно-правовых актов (при проведении контрольных работ, проверки знаний обучающихся).

Второй блок общеобразовательных дисциплин: трудовое обучение (1-3 классы); допрофессионально-трудовое (4-5 классы), профессионально-трудовое обучение (6-9 классы). Музыка и пение, изобразительное искусство, физическая культура – способствует коррекции двигательно-моторной, сенсорной, эмоционально-волевой сферы. Они способствуют развитию у обучающихся эстетических чувств, художественного вкуса, физической работоспособности, привычек, направленных на здоровый образ жизни. Динамика результативности данных предметов более очевидна в практическом плане.

Программы по изобразительной деятельности внедряются с применением нетрадиционных методик, что способствует, в первую очередь, развитию творческого воображения обучающихся.

Программный материал по музыке и пению, дается через реализацию комплексных методик по данным дисциплинам.

Основной задачей коррекционных классов является подготовка выпускников к жизни в обществе, профессионально-трудовой деятельности в условиях производства. Поэтому одним из важнейших предметов на протяжении всего периода обучения в Учреждении (с 1 по 9 класс) является трудовое обучение. В содержании программы по предмету, методах работы четко прослеживается преемственность между допрофессионально-трудовым (4-5 классы) и профессионально-трудовым (6-9 классы) обучением. Профессионально-трудовое обучение – единственный учебный предмет, по которому проводится в выпускном классе государственная (итоговая) аттестация.

В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, освоение основного общего образования заканчивается государственной (итоговой) аттестацией по трудовому обучению (технология СХТ), результаты которой являются одним из показателей успешности образовательной деятельности Учреждения.

Материально-технические возможности школы позволили создать и оборудовать кабинет швейного дела, кабинет столярного дела, кабинеты кулинарного и парикмахерского дела.

По типовым государственным программам ведется обучение столярному и швейному делу.

Коррекция специфических нарушений, затрудняющих формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков, осуществляется также и на занятиях по специальным коррекционным предметам. Федеральный компонент коррекционного блока представлен учебными предметами интегративного характера: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1-4 классах и социально-бытовая ориентировка в 5-9 классах.

Уроки развития устной речи способствуют более активному усвоению знаний и практических умений при обучении письму и развитию речи, чтению и развитию речи, биологии, истории Отечества, географии и другим предметам.

Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития, практической подготовке к самостоятельной жизни осуществляется на уроках социально-бытовой ориентировки.

Логопедические занятия проводятся в специализированном кабинете, что дает обучающимся возможность отойти от классно-урочной системы и делает данные занятия не только стабилизирующими в плане коррекции определенных нарушений, но и способствуют совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Требования к данным занятиям определены государственными нормативными документами.

Для более успешного осуществления социализации обучающихся, адаптации их к жизни в обществе в учебный план в обязательном порядке включена такая дисциплина как социально - бытовая ориентировка (СБО).

Характеристика специфики содержания образования. Учебный план коррекционных классов.

КОУ «Сарпинская коррекционная школа-интернат» осуществляет комплексную систему обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки.

На сегодня разработана концепция развития образовательной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью. В понятие общеобразовательного стандарта заложено несколько идей, которые призваны сохранить единое образовательное пространство.

Учебный план учреждения составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII вида и выполняет функцию путеводителя по областям знаний, является нормативным документом для школы.

На основе базисного учебного плана школа вправе разработать собственный план, который будет отражать тип классов и их специфику.

Структура учреждения:

- обучение – 1- 9 классы;

- 1-4 классы – этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической задачей специального обучения;

- 5-9 классы – осуществляется обучение основным общеобразовательным предметам и профессионально-трудовое обучение, при этом ставится целью социально-трудовая и бытовая адаптация и реабилитация умственно отсталых обучающихся.

Учебный план включает перечень всех учебных предметов, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый предмет, и распределение этих часов в течение учебной недели. Наряду с традиционными предметами в учебный план включены специфические, имеющие коррекционную направленность занятия, а также индивидуальные и малогрупповые занятия по исправлению недостатков речевого и физического развития.

В 1 - 9 классах из традиционных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи), математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, пение и музыка; осуществляются физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение. Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для их успешной социальной адаптации.

Специальная задача коррекции имеющихся у обучающихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

В старших классах таким предметом является социально-бытовая ориентировка (СБО). Для успешного решения задачи социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Специфической формой организации учебных занятий в коррекционных классах являются индивидуальные и групповые логопедические и коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Учебный план учреждения позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному образовательному стандарту для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (УМК)

Учебный план КОУ РК «Сарпинская коррекционная школа-интернат» имеет программное обеспечение, которое соответствует требованиям нормативно-правовых актов.

Обучение детей ведется по:

1. Типовым программам Министерства образования Российской Федерации, в которых осуществляется преемственность между ступенями и классами:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2001год;

«Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000 год (сборник №1 и №2);

Специальная (коррекционная) образовательная программа для детей с умственной отсталостью (1-9 класс) - 9 лет

Содержание обучение по всем учебным предметам имеет практическую, коррекционную направленность. Учреждение готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение в школе носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям.

Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом для учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя.

Учебники для специальных (коррекционных) школ VIII вида удовлетворяют общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям, т.е.:

- обеспечивают воспитывающий характер обучения и формируют материалистическое мировоззрение;

- соблюдают научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

- развивают мышление, внимание, память обучающихся; формируют основные приемы умственной деятельности, развивают речь;

- обеспечивают подготовку к самостоятельному (в достигнутых пределах) приобретению знаний;

- соответствуют возрастным особенностям обучающихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

- четкое структурное членение и графическое видение выводов, ключевых понятий и т.п.;

- достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

- включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний;

- отбор словесного материала для объяснения, закрепления, повторения; методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов); иллюстраций, схем, таблиц и т.д.

В учебниках соблюдается принцип коррекционной направленности обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, как необходимое условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

Список УМК

Воспитательный процесс школы ориентирован на создание условий для воспитания культурного человека, способного адаптироваться к жизни в обществе, усвоившего нравственные ценности.

Воспитательные задачи школы: 1. Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня обучающихся посредством внедрения педтехнологий в образовательный процесс, создание разнообразных форм внеурочной деятельности.

1. Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию

2. Организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого обучающегося в соответствии с возможностями и интересами.

3. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.

4. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

5. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

6. Формирование важных трудовых навыков и нравственных представлений.

Воспитательная работа

В связи с настоятельными требованиями сегодняшнего времени, обеспечит высокий образовательный, творческий и социальный уровень учащихся при максимально полезном и плодотворном использовании свободного времени и сохранения их здоровья, назрела осознанная необходимость создания единой воспитательной системы.

Именно воспитательная работа в школе выстраивается на основе интересов и собственном выборе видов и форм занятий обучающимися.

Центральное место в воспитательной системе занимают классные часы, они служат для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, для коррекции поведения, формирования нравственной позиции и гражданских мотивов. Приоритетным направлением воспитательной работы школы является нравственное, гражданско – патриотическое и трудовое воспитание.

Образовательное пространство школы должно стать здоровье сберегающей системой для обучающихся.

Правильно выбранные направления развития школы позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья, обучающихся, выравнивания нравственного здоровья, поддержания комфортного психологического климата в школе.

Здоровье сберегающие технологии реализуются:

Деятельность данного модульного блока в образовательном пространстве школы обеспечивает:

развитие системы мероприятий по сохранению и упрочению здоровья детей с учетом увеличения учебной нагрузки, проведение специализированных оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, организация мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений.

Направление

деятельности

Задачи

Формы и методы воспитательной работы

1. Воспитание познавательных интересов.

Воспитание отношения к учебе как к главному труду. Воспитание у обучающихся понимание значимости образования. Развитие сознательной учебной дисциплины.

1. Предметные недели (в течение года)

2. Конкурс чтецов (ноябрь)

3. Неделя детской книги (апрель)

4. Тематические линейки (в течение года)

5. Работа творческих объединений (в течение года)

2. Трудовое воспитание.

Воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни. Развитие потребности в творческом труде. Развитие навыком самообслуживания; общественно-полезный труд.

1. Организация дежурства по уборке территории и помещений (в течение года).

2. Организация работы на пришкольном участке (осень, весна)

3. Изготовление подарков и сувениров к праздникам, к конкурсам, оформление выставок и т.п. (в течение года).

3. Гражданское воспитание.

Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни. Воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы.

1. «День знаний», «Последний звонок», «День школьника, «Прощание с начальной школой»

2. «Суровые годы» - вечер памяти жертв репрессий калмыцкого народа (декабрь)

3. Декада мужества (февраль)

4. «Конкурс военной песни» (февраль)

5. Конкурс чтецов «Стихи о победе» (май)

6. «Пою мое Отечество» (апрель)

7. Акция «Вахта памяти» (май)

8. Музей краеведения. Сбор материалов по истории.

4. Духовно-нравственное воспитание

Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения. Развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства.

1. День учителя (октябрь)

2. Праздник урожая (сентябрь)

3. Праздник «День школьника» (ноябрь)

4. Праздник «Зул» (декабрь)

5. Праздник «Цаган Сар» (март)

6. Акция «Милым мамам» (март)

7. Праздник тюльпана (апрель)

8. Праздник Детства (май)

5. Спортивно-оздоровительное воспитание.

Развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни, формирование рациональной организации учебного процесса труда и отдыха.

1. Общешкольные спортивные соревнования (в течение года)

2. День здоровья (сентябрь, апрель)

3. Акция «Скажем наркотикам НЕТ!» (декабрь)

4. Акции по ПДД «Посвящение в пешеходы», «Зеленый свет» (сентябрь, апрель)

5. Экскурсии (в течение года)

6. Эстетическое воспитание.

Развитие индивидуальных задатков и способностей. Развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном.

1. Выставки рисунков (в течение года)

2. Выставка поделок (в течение года)

3. Новогодние праздники (декабрь)

4. Конкурс «Вперед, девчонки!» (февраль)

5. «Теплый ветер» (к 8 марта)

7. Экологическое воспитание.

Воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства необходимости беречь и защищать ее.

1. Уборка территорий школьного парка – «Экодесант», «Чистодвор»( осень-весна);

2. Посадка саженцев, разбивка цветников (апрель, май)

3. День Земли (апрель)

Управление реализацией образовательной программы

представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Реализация образовательной программы происходит на основе мониторинга. Всегда в поле зрения находится:

Образовательная деятельность школы регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности.

Внедрение образовательной программы предполагает достижение желаемого результата, который заложен в:

- модели учителя;

- модели ученика;

- модели школы.

Модель педагога, который может работать в специальных (коррекционных) классах VIII вида, должна иметь следующие черты:

Критерии

Показатели

Личностные критерии

Низкий уровень тревожности.

Адекватная самооценка.

Мотивация на достижение результатов в профессиональной деятельности.

Коммуникативные возможности

Способность и склонность к педагогическому общению, способность к эмпатии, низкий уровень конфликтности.

Профессиональная деятельность

Профессиональная компетентность, знание спецпедагогики и спецпсихологии.

Активность, следование профессиональным нормам, отсутствие склонности к проявлению негативных реакций в профессиональной деятельности.

Умение обеспечивать эмоциональное благополучие и развитие обучающихся. Умение создать условия для социальной адаптации детей.

Обладание цивилизованным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья: толерантность, терпимость, забота.

Умение обеспечить условия развития каждому ребенку, адекватные его дефекту. Соблюдать щадящий охранительный режим.

Умение владеть методами своевременной диагностики и умением выбирать адекватные возможностям ребенка образовательные программы.

Способность вырабатывать трудовые навыки, ориентировать обучающихся на посильную трудовую деятельность, проводить профориентацию.

Умение проводить реабилитацию средствами образования при медицинском сопровождении, способствовать интеграции выпускников в современное общество.

Модель ученика:

Критерии

Показатели

Когнитивный (познавательный)

Уровень обученности в соответствии с требованием специального образовательного стандарта.

Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности.

Ценностный

Максимальное снижение имеющейся социальной недостаточности.

Ориентация на активную жизненную позицию.

Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, освоение доступных профессий через трудовое обучение.

Трудотерапия – как метод реабилитации и успешной социализации в обществе.

Овладение навыками культуры поведения и общения, как необходимыми условиями социализации.

Уровень воспитанности

Выработка положительных качеств в процессе воспитания и социализации.

Сформированность правильной оценки окружающих и самих себя.

Сформированность нравственного отношения к окружающим.

Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных видах деятельности.

Состояние здоровья

Охрана и укрепление психофизического здоровья обучающихся.

Снижение уровня тревожности.

Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Данные модели не только являются прообразом и желаемым результатом, это отправная точка планирования и важное звено в управлении реализацией образовательной программы.

На основе моделей строится стратегическое и тактическое планирование, происходит регулирование и коррекция процессов, в целях достижения запланированных положительных результатов.

Анализ состояния здоровья детей, социального статуса семей обучающихся, психологического портрета педагогического коллектива, уровня квалификации специалистов школы позволил определить основные цели, задачи и направления образовательной деятельности. Успешность образовательной деятельности зависит от:

состояния здоровья обучающихся;

психологической и социальной защищенности детей;

комфортных условий в классе, школе;

типа взаимодействия и общения взрослых и детей;

наличия коррекционно-развивающих программ, направленных на исправление недостатков психофизического и личностного развития детей;

На предстоящие три года ставим цель по созданию оптимальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, воспитания, коррекции недостатков развития, социализации выпускников.

Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Образовательная программа специальных (коррекционных) классов VIII вида содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

· охрана и поддержание здоровья детей;

· формирование основ здорового образа жизни обучающихся;

· обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;

· подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;

· обновление содержания образования;

· повышение специальной компетентности обучающихся;

· усиление функциональной грамотности выпускников.

·

Управление реализацией образовательной программы

Реализация программы потребует создания условий, обеспечивающих достижение ее целей. Управление реализацией образовательной программы – это деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и проведение итогов на основе достоверной информации.

Управление реализацией образовательной программы представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Реализация образовательной программы происходит на основе мониторинга. Всегда в поле зрения находится:

· нормативно-правовое обеспечение;

· кадровое обеспечение;

· методическое обеспечение;

· материально-финансовое обеспечение выполнения образовательной программы.

Образовательная деятельность школы регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности.

Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного специального стандарта с учетом психофизических параметров личности детей с нарушениями интеллекта.

Образовательная программа учитывает политику государства в период модернизации системы специального образования и учитывает особенность самой школы. В образовательной программе отражена система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных и дополнительных программ. Образовательная программа специальных (коррекционных) классов VIII вида содержит стратегию и тактику присущую в целом всему специальному образованию.

В процессе реализации образовательной программы все участники нацелены и организованы на деятельность по следующим направлениям:

· охрана и поддержание здоровья детей;

· формирование основ здорового образа жизни обучающихся;

· обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;

· подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;

· повышение социальной компетентности обучающихся;

· усиление функциональной грамотности выпускников.

Кадровому потенциалу школы в целях внедрения и получения позитивных результатов образовательная программа уделяет особое внимание:

1. работа с кадрами проводится с целью добиться осознанного отношения всех участников педагогического процесса к необходимости, возможности и целесообразности перехода на индивидуальную образовательную программу, на поиск оптимальных решений задач школы;

2. обеспечение педагогическим коллективом выбора образовательного маршрута для всех обучающихся с учетом их дефектов и психофизических возможностей;

3. обеспечение администрацией и педагогами внешних связей и взаимодействия с другими учебными организациями для создания условий успешного выполнения образовательной программы;

4. повышение профессионального уровня имеющегося педагогического коллектива, привлечение к работе педагогов и специалистов-дефектологов.

Важным звеном в схеме управления реализацией образовательной программы является методическое обеспечение. Для успешной работы по образовательной программе необходимо:

1. обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогов;

2. оснастить учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями и техническими средствами обучения;

3. приобрести диагностический инструментарий в кабинеты педагога-психолога, дефектолога и социального педагога.

Материально-техническое и финансовое обеспечение внедрения образовательной программы заключается в:

1. привлечении денежных средств и материальных ценностей для оснащения учебно-воспитательного процесса (оборудование, учебные кабинеты, ТСО);

2. создании нормальных санитарно-гигиенических условий;

3. укреплении имеющейся материально-технической и финансовой базы.

Контроль, анализ и регулирование хода выполнения программы имеет следующую цель:

1. выявить затруднения педагогов;

2. выявить недостатки и препятствия для успешного выполнения образовательной программы;

3. внести своевременные изменения в программу;

4. оказать необходимую помощь учителям.

Информация о рабочих программах

— Общее образование

—— Основное общее образование

—— Среднее общее образование


Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса